Античность (от лат. antiquus древность) совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства и т.д., в странах Передней Азии, Древней Греции и Древнем Риме. Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н.э., а завершилась падением Рима в 476 год н.э.
Древнегреческая архитектура была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как эталон для подражания. Интерьеры были украшены настенной живописью. Полы мозаичные. Расписной потолок с рельефными изображениями, большими вазами с рисунками.
Оригинальная греческая мебель: скамейки, церемониальные стулья, низкие обеденные трапециевидные столы на трех ножках в виде звериных лап не сохранилась, но сохранились рельефы и рисунки на вазах.
В обстановку жилища входили маленькие сундучки, мебель из бронзы, отделанной золотом, серебром, с мягкой обивкой. Для греческой орнаментики характерны как фигурные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы. Характерный орнамент спиральный, а также волнистая линия. В архитектуре использовались колонны дорического, ионического и коринфского ордеров, а также скульптурные портреты знаменитых людей, рельефы и барельефы на каменных плитах.
Всегда актуальный декораторский прием создание живописных настенных «обманок», традиция, уходящая корнями в античную Грецию и Рим. Безотказно действующее средство, когда необходимо зрительно расширить границы помещения фреска, которая позволяет, не ломая стен и не снося крышу, создавать желанный интерьер.
В архитектуре античного Рима можно отметить переход к доминирующему значению интерьера, к подчеркиванию парадной торжественности, пышности и роскоши. В композиции отмечается почти равное внимание к декорированию всех ограждающих поверхностей интерьера. Основным средством античного интерьера оставался ордер. Он применялся и как тектоническая система отдельных колоннад (портики, перестили, вставки), так и в соединении с арками и сводами.
В античном стиле были распространены декоративное членение стены, обрамление ниш и проемов в виде пилястр и полуколонн. Античный стиль отличается насыщенностью пластикой стены на которой представлено много элементов, одновременно используемых средств ордерное членение, сочетание нескольких масштабов, раскреповки антаблементов и цоколей, включение в пластическую разработку ниш и малых форм, скульптуры и рельефов, использование цвета в росписях и материале. Потолки членились кессонами квадратной, ромбической и шестигранной формы с розетками внутри и орнаментикой по контуру. Кессоны на сводчатых потолках появились как форма конструктивной структуры, но позже стали использоваться как декоративный элемент. Гладкие своды покрывались лепниной и росписями. Декорировались мозаичные полы общественных зданий, выразительные и яркие с разнообразными узорами окружающей среды(растительные и геометрические орнаменты)и очень редко встречается мозаика с сюжетным орнаментом.
Интерьеры жилых домов, отличались камерностью, штукатурные стены комнат окрашивались горизонтальными полосами в три цвета. Стена венчалась карнизом с «сухариками». Полы парадных комнат выполнялись мозаичными рисунками из цветной гальки. Использовались геометрические узоры, орнаменты, изображения животных и многофигурных сцен из эллинской мифологии.
В отделке интерьера римского дома особое внимание уделялось использованию ордерных колоннад разной высоты: торжественность атриума подчеркивалась более высокими колоннами, небольшие колонны перистиля в общей перспективе иллюзорно удлиняли глубину дома. Роспись и скульптура присутствовали в парадных помещениях. Стены на всю высоту расписывались фресками из восковых красок, долго сохранявших яркость тонов.